Фантастические приключения
"Братья Гримм" (The Brothers Grimm)
Режиссер - Терри Гиллиам. В ролях -
Мэтт Дэймон, Хит Леджер, Питер Стормаре,
Лена Хиди, Джонатан Прайс. США. 2005. 118 мин.
Бюджет: $80 млн. Сборы по миру: $45 млн.
Ghost Busters мне понравился
значительно больше.
Кот Бублик
Однажды Гиллиам переоделся
Бертоном и попытался стать Ромеро.
Интересный факт
Во всем виноваты Вайнштейны.
Голос из толпы
МЭТТ ДЭЙМОН!
Мэтт Дэймон
За эпизод с котенком этого
Гиллиама нужно вообще исцарапать в
клочья.
Кот Бублик
Германия,
наполеоновские времена. Подлые
лягушатники захватили часть исконно
немецких земель и теперь безуспешно
пытаются приучить добрых пейзан кушать
лягушачьи лапки с бисквитами вместо
капусты со свиными колбасками. Так что,
как вы понимаете, невесело живется
простым немцам под пятой старых
ворчунов. А тут еще и всяческие злые силы
досаждают: ведьмы, тролли, призраки и
прочая нечисть. Но есть еще в Германии
люди, которым дорого просвещение! Это
братья Гримм - Вильгельм (Мэтт Дэймон) и
Якоб (Хит Леджер). Как только прослышат
братья о какой-нибудь жуткой колдунье,
так тут же ястребом мчатся в эти края,
подписывают с мэром деревеньки контракт
на несколько сотен добрых талеров, а
потом, благословясь, надевают свои
волшебные латы, окунают заколдованные
стрелы мистического арбалета в слезы
младенца, заряжают серебряные пули в
пистолет, сработанный самим Бен
Бецалелем, после чего находят
несчастную ведьму и изводят ее до
полного ничтожества с помощью своей
магии, чародейства и волшебства.
Тем
не менее, Санни, во всем этом нет ничего
личного. Это чистый бизнес. Ведьму (тролля,
карлика, гнома, людоеда, великана,
одичавшего Зорро) изображают подручные
братьев Гримм, а все эти "волшебные"
аксессуары - чистая профанация. Даже
серебряные пули изготовлены из смеси
чугуна с конфетными обертками, так что
вы понимаете, какие из братьев Гримм на
самом деле волшебники...
Но тут случилось
непредвиденное. В одной из деревушек,
стонущей под гнетом винолюбивых
лягушатников, стали пропадать маленькие
дети - девочки. Они уходили в лес и не
возвращались. За непродолжительное
время пропали аж десять девочек, и
селяне забили тревогу.
Эти
странные пропажи вызвали серьезное
раздражение у блистательного генерала
Делатомба (Джонатан Прайс),
контролирующего данный регион. Как это?
Пропадают дети? В завоеванной деревне?
Без санкции его, самого генерала? Нет,
это полное безобразие! Это черт знает
что! И генерал дает приказ своему
верному слуге - пыточных дел мастеру
Кавальди (Питер Стормаре) - найти и
доставить этих братьев Гримм. Пускай
теперь обманщики сразятся с тем
Страшным, что находится в этом
заколдованном лесу. Ну и, конечно, пускай
освободят ребятишек во славу солнечной
Франции.
***
Этот фильм, снятый одним из
моих любимых режиссеров Терри Гиллиамом,
вызвал настолько негативные эмоции, что
во впечатлениях нужно разбираться
подробно и не торопясь. Поэтому начнем с
истории создания...
Предыдущая
лента, гениальная картина "Страх и
ненависть в Лас-Вегасе", была снята
Терри Гиллиамом в 1998 году, так что
режиссер достаточно продолжительное
время находился в, так сказать,
творческом застое. Он пытался
реализовать свои собственные проекты - в
частности, искал деньги на фильм "Человек,
который убил Дон Кихота", - однако с
с этим фильмом толком ничего не
получалось. Перед Терри встал выбор:
снять то, что предлагают, и таким образом
добыть денег на свой собственный проект
или вообще ничего не снимать.
Снять
"Братьев Гримм" Гиллиаму предложил
киноконцерн Metro-Goldwyn-Mayer Pictures (MGM). Терри
полистал сценарий, написанный Эреном
Крюгером (автором сценариев для фильмов "Звонок"
и "Звонок-2", "Крик-3" и "Азартные
игры"), и, в общем, пришел к выводу,
что этот проект ему по душе - всякие
таинственные явления, древние легенды,
необъяснимые происшествия и так далее -
фактически чистый "Монти Пайтон и
Святой Грааль", только без стеба. И без
Монти Пайтонов. В MGM согласились с тем,
что Гиллиам имеет право переделать
сценарий Крюгера под себя, и проект был
запущен в производство.
Однако
буквально накануне съемок MGM вдруг
отказался финансировать проект, ничего
Гиллиаму не объяснив. Режиссер пришел
было в бешенство, однако с ним связались
великие и ужасные братья Вайнштейны (бывшие
руководители Miramax) и предложили свои
кандидатуры в качестве продюсеров.
Гиллиаму
не больно-то хотелось работать с
Вайнштейнами, которые славились своими
диктаторскими замашками (Харви
Вайнштейна в Голливуде даже зовут "Харви
- руки-ножницы" за его любовь
перемонтировать фильмы, которые он
продюсирует, в соответствии со своими
собственными взглядами, невзирая на
протесты режиссера), да и Вайнштейны были
наслышаны о Гиллиаме, после "Бразилии"
приобретшем в Голливуде славу
совершенно неуправляемого режиссера.
Тем не менее Гиллиам согласился, потому
что выхода у него, собственно, не было...
С
подбором актеров долгое время
происходила всякая чехарда. На роль
одного из братьев Гримм Гиллиам хотел
пригласить Джонни Деппа, сыгравшего у
него в "Страхе и ненависти в Лас-Вегасе".
Однако Депп посчитал, что хватит с него
сказок (он как раз снимался в картине "Чарли и
шоколадная фабрика"), поэтому
кандидатура Деппа отпала. Ничего не
получилось и с Робином Уильямсом (он
играл у Гиллиама в фильме "Король-рыбак"),
которого Гиллиам планировал на роль
Кавальди. Так что из "его" актеров
остался только Джонатан Прайс (он играл
главную роль в фильме Гиллиама "Бразилия"),
которому отдали роль французского
генерала.
На
роли братьев Гримм пригласили Мэтта
Дэймона и Хита Леджера. Причем им дали
роли как бы от противного -
задумчивому и романтичному Дэймону
досталась роль прагматичного
Вильгельма, а весельчаку и приколисту
Леджеру пришлось играть мечтательного
Якоба.
Гиллиам,
сообразно своим задумкам, собирался
изменить внешность Вильгельма (Дэймона)
до неузнаваемости. (Кинолюбителям
известен тот факт, что Бенисио Дель Торо
для исполнения роли доктора Гонзо в "Страхе
и ненависти в Лас-Вегасе" пришлось
потолстеть аж на 20 килограммов.)
Однако когда Харви Вайнштейн увидел
первые кинопробы и не узнал там Дэймона,
Гиллиаму было заявлено, что продюсеры не
для того платят такие деньги, приглашая
в картину звезд, чтобы потом этих звезд
невозможно было узнать. Вайнштейн в
категоричной форме потребовал оставить
Дэймону в фильме дэймоновскую
физиономию, в противном случае
производство фильма было бы остановлено.
Следующий
конфликт возник из-за исполнительницы
роли охотницы Анжелики, в которую
влюбляются оба брата. Гиллиам
планировал пригласить на эту роль
Саманту Мортон (Хатти из "Сладкого и
гадкого" Аллена, а также Агата из "Особого
мнения" Спилберга), однако Вайнштейны
этому решительно воспротивились. В
результате Гиллиаму навязали красотку
Лену Хиди, которая на роль лесной
охотницы подходит так же, как кот Бублик
на роль быка-производителя, и отношения
продюсеров с Гиллиамом окончательно
испортились, особенно когда Вайнштейны
до кучи уволили оператора Николу
Пекорини, с которым Гиллиам работал еще
на съемках "Страха и ненависти в Лас-Вегасе".
Гиллиам, разумеется, окончательно
озверел и сказал, что отказывается
общаться с продюсерами до окончания
съемок. Впрочем, Вайнштейны его больше
не беспокоили...
Что
из всего этого получилось? На мой взгляд,
нечто очень и очень невнятное. Гиллиама
в этом фильме я вообще не узнаю. Такое
ощущение, что какой-то малоизвестный,
хотя и вполне профессиональный режиссер
получил солидные деньги на постановку
со спецэффектами и теперь старательно
подражает Тиму Бертону, а точнее - фильму
Тима Бертона "Сонная
лощина". Все та же готичность,
мрачные краски, чудовища и призраки,
попытки персонажей объяснить
необъяснимое, красивые картинки и
причудливые механизмы. Однако сценарная
основа - она очень и очень странная...
Совершенно
непонятно, почему в фильме фигурируют
вполне реальные исторические персонажи
- сказочники братья Гримм. Точнее, в
самом начале фильма это как раз понятно,
хотя история о том, как Вильгельм с
Якобом нахально дурили честным людям
головы, вызывает определенные сомнения.
Но там хотя бы понятна задумка - показать
братьев Гримм развеселыми негодяями.
Однако дальше, когда братья Гримм
становятся участниками всякой
фантасмагории - заколдованная принцесса
в башне, живой лес, волк-оборотень,
волшебные таракашки и так далее, -
понимаешь, что Гиллиам все-таки снимал
сказку.
Но
для кого эта сказка - догадаться сложно.
Не для детей - однозначно, потому что от
странного (и непонятно зачем нужного)
натурализма некоторых сцен заколбасит
даже таких детишек, которые без особого
ущерба для психики посмотрели "Я знаю,
что вы сделали прошлым летом". И
далеко не для всех взрослых, потому что
они не сильно поймут, где там смеяться. В
смысле, где "ха-ха". Потому что это
весьма нудное, не особо интересное и
достаточно утомительное зрелище,
которое реально раскачивается только в
самом конце, когда начинаются довольно
неплохие спецэффекты (в фильм все-таки
вбухали под 80 миллионов, так что хоть
какие-то эффекты должны были
присутствовать).
А
основное действие на протяжении двух
часов - братья Гримм ходят из поселка в
лес, а по возвращении обратно в поселок
их драконит Кавальди. Параллельно
тонкой струйкой идет легкий любовный
треугольник: брат Гримм - Анжелика -
другой брат Гримм. Ну и периодически их
всех таскают в пыточную к генералу
Делатомбу, где сначала пытают, а потом
снова отпускают разбираться с лесом.
Трактовка
характеров персонажей ясности не
добавляет. Немцы братья Гримм друг друга
почему-то называют на американский
манер - Уилл и Джейк. Дэймон в роли
Вильгельма в полном соответствии со
своей внешностью, которую негодяйские
Вайнштейны не позволили изменить,
играет прагматичного фермерского сынка.
Хит Леджер, которого я опознал только на
самых последних кадрах, когда он снял
очки, изображает мечтательного юношу со
взором горящим. Красотка Лена Хиди
вообще ничего толком не играет - она не
умеет. Но бегает туда-сюда, создает
оживляж.
Кавальди
в исполнении Питера Стормаре, при всем
его блеске, - вообще из какой-то другой
оперы. Чистая буффонада. Поэтому тоже
смотрится не фонтан - это все равно что
пиво заедать бисквитами. Впрочем, в паре
с генералом Делатомбом они смотрятся
вполне органично, потому что Джонатан
Прайс своего персонажа также изображает
весьма гротескно, но в сочетании с
совершенно иной манерой игры остальных трех главных персонажей это все выглядит как-то
неестественно.
Так
что мне этот фильм совершенно не
понравился. Очень слабый сценарий,
нелогичное смешение стилей и трактовок
персонажей, неприятно-натуралистичные
эпизоды (особенно с котенком), а в общем и
целом - совершенно невнятно, депрессивно
и попросту скучно. На обычно блестящего
Гиллиама совершенно непохоже. Впрочем,
определенные плюсы у фильма есть -
красивые мрачные картинки, несколько
довольно забавных эпизодов и неплохие
спецэффекты в конце, - но, на мой взгляд,
они не искупают явные минусы. Фразу "но
я все-таки не пожалел, что посмотрел этот
фильм" произнести не могу, потому что
именно пожалел. От Гиллиама я такого не
ожидал. Лучше "Сонную
лощину" пересмотреть. Там, по
крайней мере, все вполне органично.

|