Боевик "DOOM"
(Doom)
Режиссер - Анджей Бартковьяк. В
ролях - Дуэйн Джонсон, Карл Урбан,
Розамунд Пайк, Декстер Флетчер. США. 2005.
100 мин. Бюджет: $60 млн. Сборы по миру: $51
млн.
Никто из нас не выйдет отсюда
живым.
Гребенщиков
- Слушай мою команду: "Оружие
на плечо!"
- Зачистить сектор!
Основные думные команды
Ну и где там ревенанты? Где
манкубусы, летающие головы, какодемоны
и элементали смерти? Где, вашу бабушку,
барон ада?
Вопрос кота Бублика
Что-то
неладное произошло в генетической
лаборатории на Марсе. Но что именно -
доподлинно неизвестно, потому что до
центра на Земле дошли только
звукозаписи каких-то невнятных воплей
и крики-стоны. Было понятно, что все
пожрал проклятый хомяк, но кто, что,
откуда и почему - пока ни у кого никаких
мыслей не было. Поэтому, как и всегда в
таких случаях, было принято решение
объявить карантин пятой степени
карантинности и отправить в
лабораторию группу морпехов быстрого
реагирования (то есть не тормозов) под
командованием бравого сержанта по
кличке Сержант (Дуэйн Джонсон), чтобы
они зачистили сектор и доложили
обстановку.
"Можно
ли применять силу?" - осторожно
спросил Сержант начальство, и ему
ответили, что можно, но только в случае
крайней необходимости. Ну, то есть,
Сержант, расшлепайте там этих хомяков в
лоскуты, чтобы они больше не смели
жрать наших ученых, это приказ, Сержант.
Вот
так подло и неожиданно люди из бригады
Сержанта были лишены вполне
заслуженного отпуска. Пришлось им
менять приготовленные костюмчики на
свою традиционную форму, доставать из
комнаты для хранения оружия (как
известно, оружие всегда хранится в
комнате для хранения оружия - это
старая традиция) свои именные пушечки
и отправляться через кабину мгновенной
телепортации с Земли на Марс -
разбираться с проблемной лабораторией.
Пацаны
у Сержанта - все как на подбор. Ну, разве
что за исключением Малыша, который
вообще непонятно как попал в отряд этих
прекрасных мужчин. Но зато остальные -
просто глаз радуется! Бесстрастный
самурай Мэк (на самом деле у него очень
длинное японское имя, но парень
согласен на Мэка), суровый Уничтожитель,
религиозный Грешник, беспредельный
парень Портман, ну и Демон (Карл Урбан) -
убийца-интеллектуал.
Впрочем,
Демона Сержант с собой брать не хотел -
у Демона слишком много личного связано
с этой марсианской базой. Дело в том,
что там работает его сестра Саманта (Розамунд
Пайк), с которой у Демона не особенно
хорошие взаимоотношения. Ну и чтобы не
вызывать демонов прошлого, Сержант
предлагает парню остаться на Земле.
Однако Демон решил, что раз уж пацаны
отправляются на Марс, то и он
отправится на Марс, а то черт знает, что
за хомяк там всех пожрал.
Разумеется,
на Марсе их ждут страшные приключения.
Темные коридоры с лампочками
аварийного освещения, ужасы
канализации, зловещие животные, а
главное - всякие жуткие монстры, в
которых превратились сотрудники
лаборатории, заболевшие мутирующим
куриным гриппом. Основные особенности
этого заболевания таковы: человек
превращается в кошмарного зомби,
который начинает кушать крыс и
нападать на людей. Друг на друга
монстры не нападают - видать,
одновременно с заболеванием они
приобретают систему опознавания "свой-чужой".
Так что Сержанту с бригадой придется
трудновато.
Сложнее
всего Демону. К обычным опасностям -
застрелят, сожрут, разорвут на части,
обольют кислотой - он давно привык. А
вот несколько нервозная
психологическая обстановка, связанная
с марсианской станцией, давно
погибшими на этой станции родителями и
сестричкой Самантой, которая все время
тусуется рядом с бригадой и решает
различные генно-мутационные вопросы, -
она Демона изрядно достает. Впрочем,
хеппи-энд неотвратим, то есть зрителям
с самого начала становится понятно, что
с сестрой Демон все-таки помирится.
***
Как
известно, в нынешнем Голливуде есть три
источника и три составные части
блокбастеризма. Это ремейки, фильмы по
комиксам и фильмы по компьютерным
играм. Третья составляющая, впрочем,
используется не так уж и часто - в
основном по причине того, что ничего
хорошего из этого, как правило, не
получается. Потому что крайне сложно
угодить и вашим и нашим - то есть и
зрителям, и поклонникам игрушки.
Сделаешь фильм для зрителей -
поклонники придут в ярость. Сделаешь
фильм для поклонников - зрители и
критики разнесут картину в лоскуты. Вон,
например, "Супербратья
Марио" на IMDB
стоят в сотне худших фильмов всех
времен и народов, а комедия между тем -
не просто неплохая, а прямо-таки
хорошая.
Идея
экранизировать DOOM -
одну из самых культовых компьютерных
игр - у киношников витала давно. До
реального воплощения этот проект дошел
после появления игры "Doom III", и основных
персонажей картины брали именно из
этой версии. Первоначально роль Демона
предложили Скале Джонсону -
знаменитому рестлеру, который в
последнее время нередко снимается,
довольно безуспешно примеряя на себя
лавры Шварценеггера. Но Скала,
ознакомившись со сценарием, выбрал
Сержанта - он решил, что это более
интересный персонаж. В результате
Демон достался новозеландскому актеру
Карлу Урбану, который засветился на
голливудском небосклоне после
небольшой, но вполне заметной роли во втором
"Властелине колец".
В
общем, хорошо, что Демона сыграл Урбан, -
при всей колоритности Джонсона его
актерские способности дальше
выкатывания глаз и страшного
напряжения всех мышц черепа никак не
идут. А Урбан - все-таки актер. Поэтому
роль убийцы-интеллектуала у него
получилась вполне даже неплохо.
А
Джонсон в роли Сержанта был вполне на
месте. Фраза "Слушай мою команду" в
его устах звучала чарующе-правдоподобно,
и славно то, что она же стала фактически
вершиной ораторского мастерства этого
храброго вояки.
Остальные
персонажи бригады Сержанта, в общем, не
удались. Бесноватый Портман вместо
чего-нибудь невероятно эффектного просто
был пожран, Малыш быстро снаркоманился,
Грешника вообще замочили в самом
начале, несмотря на всю его праведность
и религиозность, а Мэк даже не достал
самурайский меч.
Впрочем,
понятно, что персонажи подобного
фильма не должны поражать глубиной
прорисовки характеров. Фильм по
рубилке-стрелялке должен показывать
рубилово-стрелялово - в "Doom"
это есть. От начала и до конца. Коридоры
с мерцающим аварийным освещением,
колодцы, нанодвери, ну и всякие монстры,
которые взрыкивают в темноте и
периодически нападают на славных
морпехов.
Поклонники
игры, конечно, недовольны тем, что на
монстрах режиссер Бартковьяк явно
сэкономил. Ну ладно не показали барона
ада - это еще можно пережить. Но хоть
одну знаменитую летающую голову можно
было запустить? Или парочку
какодемонов? Увы, черта с два!
Практически все монстры являются зомби
в белых халатах, только и всего!
С
оружием главных героев Бартковьяк
фанатам игры тоже не потрафил. Как
известно, главное оружие в DOOM
- дробовик. Мощное, надежное и
эффективное - это вам даже начинающий doom'ер
скажет. Между тем морпехи в фильме
непрерывно палят из автоматических
винтовок, и тут даже ребенку понятно,
что при таком расходе боеприпасов за
ними должны ездить как минимум пара
железнодорожных составов с патронами.
BFG
в фильме, впрочем, показали. Как
известно, в оригинале эта аббревиатура
переводится как Big Fucking Gun, но в картине это
оружие и назвали весьма целомудренно - Bio
Force Gun,
а уж как использовали - фанатам лучше
не говорить. Плохо использовали.
Совершенно бестолково. Так что
защитники прав всяких тварей могут
радоваться: при использовании Big Fucking Gun
ни один монстр не пострадал.
"Для
кого в итоге сделан этот фильм: для
фанатов или для зрителей, которые
толком не знают, что такое DOOM?"
- такой вопрос задаем мы себе с котом
Бубликом и сами же отвечаем: для
зрителей с реверансами для фанатов.
Реверансы бывают довольно неуклюжие
(вроде этой дурки с BFG),
вполне приличные (вроде нанодвери) и
шикарные. К последнему относится
финальное чукалово, снятое один в один
по-игровому - глазами сражающегося
персонажа. Это просто блеск и высокий
класс. А уж когда Демон из кармана
вытащил такую родную электропилу и
отрезал ею у монстра пару миндалин - зал
в лице кота Бублика просто взвыл от
восторга. Впрочем, возможно, он взвыл и
оттого, что я ему случайно сел на хвост, -
наука пока не пришла к единому мнению
по этому вопросу.
В
результате фильм зрители воспринимают
весьма по-разному. Продвинутые doom'еры
в основном ругаются. Другая часть
зрителей, которая игру и в глаза толком
не видела, относится сдержанно: мол,
боевичок как боевичок. Мочилка, ходилка,
стрелялка. Эффектно. Громко. В общем,
даже вставляет.
У
меня впечатления похожие - сдержанно-положительные.
Игру я знаю - ходил, стрелял, убивал и
был убиваем, разрезал и был сжираем. Но
к внешним аспектам и атрибутике
отношусь без фанатизма, поэтому меня не
раздражало, что Бартковьяк не особенно
бережно подошел к воссозданию
обстановки. Главное в DOOM
- коридоры, жуткие завывания, мерцающий
свет и обстановка непрерывной
опасности. Это в фильме вполне
присутствует, а что еще надо? Таким
образом, посмотрел не без удовольствия.
Игрушка была и есть культовой, фильм
культовым не станет по определению, но,
в общем, могло быть значительно хуже.
P. S.
Кстати, в конце почти все умерли, что
тоже не может не радовать.
***



***
|